ПОЛИТФРОНТ

И почему в России так зайцев не любят, что с ними в автобус не пускают?

Сейчас, когда так называемый эксперимент по внедрению новой прогрессивной технологии оплаты проезда через электронные кондукторы завершен и турникеты установлены на все городские маршруты Мосгортранса настало время проанализировать все плюсы и минусы данной системы оплаты. Причина внедрения практически очевидна - слишком многие пассажиры перестали платить за проезд. Естетственно рост количества безбилетников произошел не просто так, а по ряду причин, например из-за общего падения нравственного уровня населения, но самой существенной из этих причин очевидно является экономическая - опережающий рост стоимости проезда по отношению к зарплате. Так в 1990 году при средней зарплате около 200 советских рублей одна поездка на автобусе обходилась в 5 копеек. В настоящее время официальные статистические органы указывают среднюю зарплату по Москве в 17 000 рублей, а одна поездка стоит 13. То есть если тогда одна поездка обходилась в 1/4000 долю зарплаты, то теперь при пересчете на доли средней зарплаты она обходится в три раза дороже. Но это - если пользоваться официальными данными, которые как известно от лукавого. Еще Марк Твен говорил о трех видах лжи: просто ложь, наглая ложь и статистика. Сколько еще в Москве зарплат порядка 4 - 5 тысяч рублей, а то и меньше, и очевидно что для них подорожание проезда на автобусах выглядит еще существенней.

С безбилетниками пытались бороться, насылали на них контролеров, но к законным контролерам Мосгортанса примазывались мордовороты с липовыми удостоверениями и поддельными штрафными квитанциями, которые собирали штрафы себе в карман, и кондукторов, но те предпочитали выдавать пассажирам поддельные билеты, разворовывая до трети денег, собранных с пассажиров.

Само собой в условиях такого беспредела убытки Мосгортранса росли год от года, не смотря на повышение цены, и мэр Москвы Ю.М.Лужков, надеясь снизить дотации, выделяемых на городской транспорт, дал добро на распространение в автобусах, троллейбусах и трамваях опыта метрополитена, где магнитные билеты в турникетах были введены несколько раньше. При этом не было учтено, что на метрополитене на каждом входе на станцию можно пройти через один из десятка турникетов, а в автобусах пассажиров заставили просачиваться сквозь бутылочное горлышко одного турникета. Также не в пользу турникетов в автобусах говорит тот факт, что на станцию метро можно войти даже в тот момент, когда на ней нет ни одного поезда, а в автобус только тогда, когда он подъехал к остановке.

Наименьшие потери от всех этих нововведений понесли зайцы. Да, конечно кто-то из них стал платить за проезд, но другие просто взяли бесплатный проездной у бабушки или научились просачиваться сквозь турникет. Кроме того во время переходного периода многие сначала пробивали талон в маршрутах без турникетов, а потом использовали его повторно в маршрутах с турникетами - теперь об этом можно практически забыть, так как непропущенный через турникет талон можно получить у кондуктора лишь на нескольких 500-х маршрутах, выезжающих за городскую черту. Вообще первое время контролеры так редко заглядывали на отурникеченные маршруты, что многие решили, что турникеты поставлены, чтобы защитить зайцев от контролеров. Таким образом если и можно сделать какой-либо вывод на эту тему, то лишь о том, что были выведены новые породы зайцев.

Фальшивобилетчикам это нововведение тоже не создало особых проблем. Оказалось, что подделать магнитный билет даже проще, чем нанести на бумагу водяные знаки. По сути единственный критерий использования фальшивого билета - совпадение номеров использованных билетов в базе данных. И по-прежнему нет никакой гарантии, что у водителя или в киоске вы не купите поддельный билет. Единственное, что дала эта система - это принципиальную возможность обратить внимание на водителя, у которого часты случаи прохода по таким вот парным номерам, но почему-то такими возможностями системы для выявления нечестных работников если и пользуются, то нечасто.

В общем вроде бы никаких новых денег, кроме расходов на установку и обслуживание системы. Да еще значительная часть платящих пассажиров, которая не выдержала задержек при посадке и усугубившейся нерегулярности движения ушла на маршрутки и личный транспорт. Однако при этом Мосгортранс регулярно докладывает о росте доходов, которые дала эта система. И вот тут оказывается самое интересное. Оказывается теперь Мосгортранс узнал, какую сумму он может выставить перед органами соцобеспечения (куда естественно входит стоимость проезда тех, кто пользуется бабушкиной социальной картой), и если ее добавить к реальным сборам, то получается действительно неплохо. То есть как минимум 50 миллионов долларов (7 тысяч комплектов по 7 тысяч долларов каждый) были потрачены на то, чтобы переложить стоимость проезда пенсионеров из одного городского кармана в другой, точнее для того, чтобы выяснить величину этой суммы.

Поскольку счет за перевозки пенсионеров выставляется не только городскому собесу, но и областному, то в основном государственном областном пассажирском перевозчике - Мострансавто вынуждены прибегнуть к ответной мере. То есть теперь будут потрачены новые деньги, теперь уже для того, чтобы уже область смогла выставить счет городскому собесу. В связи с этим с начала июня турникеты начинают активно устанавливать на загородных маршрутах, идущих в сторону Левобережной и Долгопрудного. При этом надо отдать должное Мострансавто, что они не стали покупать ту же систему, что и Мосгортранс по 7 тысяч долларов за комплект, а будут устанавливать отечественный вариант, за который запросили в несколько раз меньше, и который к тому же может работать на маршруте с зонной системой оплаты.

Что же мы в итоге получили?

Во-первых отнюдь не безопасную систему. Один из трех "рогов" всегда торчит пусть и немного вниз, но в сторону салона. Учитывая, что езда по Москве из-за соответствующего поведения участников дорожного движения превратилась в разновидность экстрима, и водителям регулярно приходится прибегать к резкому торможению, не являются такой редкостью пассажиры, не удержавшиеся на ногах и летящие вдоль прохода в сторону кабины водителя. И если удар по вертикальной стойке или горизонтальной планке будет размазан по большей площади, удар об этот рог может прийтись прямо в его конец со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Во-вторых увеличилось время поездки. Причем не только тех, кто едет в автобусе, но затруднилось движение и других автомобилей. А если учесть, что автобусу подъехать непосредственно к тротуару зачастую мешают припаркованные автомобили, то даже на трехрядной дороге во время остановки автобуса для проезда остается всего лишь один ряд. И как после этого не расти пробкам?

В-третьих вряд ли способствует безопасности проезда то, что многие водители, пытаются строго следовать инструкции не пущать зайцев в салон и выясняют с ними отношение на повышенных тонах.

И все это происходит в вотчине считающегося одним из самых хозяйственных мэров, причем с его ведома и согласия, мало того, на это тратятся большие деньги и всего лишь для того чтобы переложить деньги из кармана в карман. Возникает резонный вопрос, если у руля власти стоят такие специалисты, то как можно надеяться на подъем экономики России?

А может быть все-таки в России все не так печально, и хваленая Лужковская хозяйственность - это лишь умение подобно подчиненному ему Мосгортрансу урвать кусок у других регионов, которые в итоге, не смотря на вкалывание до седьмого пота продолжают жить в нищите, зато у Лужкова получается красиво надувать щеки перед своими избирателями.

Н. Абросимов

наверх

красный еж ©
дизайн
Hosted by uCoz